Програма-дополнительного-образования-для-детей-3-7-лет

Принято
Педагогическим советом
Протокол №1

Утверждено приказом
заведующего МБДОУ
«Бейский д/с «Ромашка»
Бородаева Н.Н.
от 30.08. 2024г.

от 30.08. 2024г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "БЕЙСКИЙ
ДЕТСКИЙ САД "РОМАШКА"

Подписано: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"БЕЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "РОМАШКА"
DN: cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"БЕЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "РОМАШКА", c=RU,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "БЕЙСКИЙ
ДЕТСКИЙ САД "РОМАШКА", email=beyavip@gmail.com
Дата: 2024.11.07 08:16:58 +07'00'

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ
(ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 – 7 ЛЕТ)
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Бейский детский сад «Ромашка»

с. Бея
2024г.

Содержание:
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.4.1.
1.4.2.
1.5.
1.6.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4

Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Учебный план
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Возрастные особенности детей
Краткая информация об образовательной организации
Планируемые результаты освоения детьми Программы
Способы оценки достижения планируемых результатов
Содержательный раздел
Формы организации образовательной деятельности
Механизм реализации Программы
Взаимодействие с родительской общественностью и социальными
партнерами
Организационный раздел
Календарный учебный график
Организационно – педагогические условия
Кадровое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение Программы
Список литературы

2

3
3
3
4
4
4
7
8
8
8
8
10
10
10
11
11
11
11
13

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования дошкольников 3-7 лет (далее - Программа)
разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
• Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022);
•
Приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (с изменениями и дополнениями).
Реализация Программы дополнительного образования предоставляет обучающимся возможность
самореализации. Кроме того, Программа направлена на удовлетворение потребностей участников
образовательного процесса в развитии их индивидуальных склонностей и способностей,
мотивации
личности к познанию и творчеству.

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
• социально-гуманитарная;

•
•
•
•
•
•
•

1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель: обеспечение условий, способствующих разностороннему развитию дошкольников.
Задачи:
Формировать и развивать творческие способности воспитанников.
Создать условия для удовлетворения индивидуальных потребностей воспитанников в
интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии.
Способствовать духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию детей.
Выявлять, развивать и поддерживать детей, проявляющих выдающиеся способности.
Создать условия для личностного развития.
Социализировать и адаптировать воспитанников к жизни в обществе.
Формировать общую культуру воспитанников.

Программа дополнительного образования реализуется по интересам в модулях,
сформированных в объединения из числа детей, посещающих одну группу. Модули в ДОУ
выполняют несколько функций:
• образовательную – воспитанники имеют возможность удовлетворить свои познавательные
потребности, получить дополнительное развитие умений и навыков в интересующих видах
деятельности;
• социально-адаптивную – позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт
деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», самоутвердиться;
• коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, организованный в
рамках дополнительного образования, позволяет развивать интеллектуальные, творческие,
физические способности детей;
• воспитательную – содержание работы оказывать значительное влияние на развитие
личности,
формирование
коммуникативных
навыков,
воспитание
социальной
ответственности, коллективизма, патриотизма.
Для успешной реализации Программы дополнительного образования необходимо создание
следующих условий:
• свободный выбор детьми деятельности;
• уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам, потребностям;
• свобода выбора ребенком и родителем модуля по желанию из числа предложенных
педагогами для каждой конкретной группы;
• мониторинг индивидуального развития детей.

3

1.3. Учебный план
№

Наименование
тематического модуля

Подготовительная группа

Формы
аттестации/
контроля

Периодичность (количество)
Неделя

Месяц

Год

1

«Сказка»

1

4

34

2

«Дорога в школу»

1

4

34

Всего:
Продолжительность в
минутах

2
8
Не более 30 мин.

Показ
театрализованного
представления для
родителей и детей
младших групп
Фотовыставка для
родителей
Тестирование

68

1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
1.4.1.Возрастные психофизические особенности детей 6 - 7 лет (подготовительная группа)
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не
всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько
центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны
отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в
зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как
покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой
ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Если логика игры
требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив
при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником
игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в
изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный
характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками
мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п.
Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и
бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. Изображение человека становится еще более
детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови,
подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом
подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной
деятельности.
Дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они
свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только
анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму
на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся
симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной
ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно
представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал,
который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности
постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и
4

придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не
просто доступен детям - он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны
целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные
отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно
учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени
ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение
развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить
различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к
стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых
видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй,
лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь,
так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять
обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно
организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды
монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные
достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм
позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции
школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и
личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.4.2.Краткая информация об образовательной организации
Все дополнительные образовательные услуги в ДОУ оказываются бесплатно. Руководителями
модулей являются педагоги ДОУ (воспитатели).
Группы детей, формируются педагогами в начале учебного года. Прием воспитанников на
обучение осуществляется на основе свободного выбора детьми любого направления, родителями
(законными представителями) из числа предложенных педагогами для каждой конкретно
возрастной группы.
ДОУ взаимодействует с другими образовательными организациями и учреждениями
культуры,
сотрудничество
и взаимодействие с которыми, может разнообразить формы
образовательной деятельности:
• Центр детского творчества (участие в районных конкурсах);
• Дом культуры (участие в районных конкурсах).
1.5.Планируемые результаты освоения детьми Программы
Социально-гуманитарное направление:
• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
• формирование основ нравственно-патриотических чувств;
• формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
• развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
• владение речью, как средством общения и культуры;
• развитие связной речи, звуковой и интонационной культуры речи;
• коррекция нарушений речевого развития;
• использование полученных знаний и умений в разных видах деятельности.
1.6. Способы оценки достижения планируемых результатов (формы аттестации)
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. В
соответствии с современными тенденциями, связанными с изменением понимания оценки качества
5

образования, ДОУ смещает акцент с объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной
оценки. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической
диагностики. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей.
Содержание диагностики педагоги определяют самостоятельно в соответствии с поставленными
задачами. Аттестация проводится в форме: опросов, игр, выставок детских работ, спектаклей.
2.
Содержательный раздел
2.1. Формы организации образовательной деятельности
Основной формой организации дополнительного образования является модуль. М о д у л и

различной направленности формируются их руководителями на основе свободного выбора
детьми и
родителями деятельности, удовлетворяющей их интересы, из перечня программ, разработанных
педагогами ДОУ на текущий год.

Индивидуальная
Индивидуально в группе
детей

Формы организации деятельности детей
Групповая
Фронтальная
Команда

Работа по подгруппам

Типы проведения занятий
Комбинированные, практические, экспериментальные, исследовательские, игровые.
Методы обучения на занятии
Словесные
Наглядные
Практические
Разговор, беседа,
Показ видеоматериалов,
Игры, упражнения, опыты,
показ приемов исполнения, эксперименты
объяснение
наблюдение, работа
по образцу
Методы, в основе которых лежит деятельность детей
ОбъяснительноРепродуктивные
ЧастичноИсследовательские
иллюстративные
поисковые
Дети усваивают
Дети воспроизводят Дети участвуют в
Дети овладевают
готовую
полученные знания коллективном
методами научного
информацию
и освоенные
поиске решения
познания,
способы
поставленной
самостоятельной
деятельности
задачи совместно с
творческой работы
педагогом
Формы проведения занятий
беседа
игра
наблюдение
викторина
проекты
посиделки
встреча с интересными
деловая игра
походы
людьми
игра-путешествие
праздники
выставка
сюжетно-ролевая игра
обсуждение
КВН
конкурс
эксперименты
занятие
Основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их
совместная деятельность, которая с позиций личностно-ориентированного взаимодействия всегда
является партнёрской. В совместной деятельности ребёнок и взрослый приобретают общее искомое
6

– сам способ её организации: для ребёнка неизвестным выступает принцип решения поставленной
перед ним задачи; для взрослого искомыми являются конкретные пути поиска и открытия этого
принципа детьми. Задачам совместной деятельности взрослого с детьми соответствуют такие
образовательные ситуации, в которых идёт равноправный поиск субъектами решений проблемы
(задачи) в ходе совместных наблюдений, рассказов, экскурсий, дискуссий, экспериментирования и
др.
Название модуля, цель, задачи, содержание, календарно-тематический план, виды и формы
организации деятельности, критерии оценки индивидуального развития детей, список методической
литературы, возрастной состав детей педагоги разрабатывают и определяют самостоятельно,
согласно цели и задач, направлений дополнительного образования (фиксируется в дополнительной
общеразвивающей программе руководителем модуля).
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
образовательный процесс по дополнительным общеразвивающим программа организуют с учетом
особенностей психофизического развития и состояния здоровья. Занятия для данной категории детей
могут быть организованы совместно с другими воспитанниками, в отдельных группах или
индивидуально. При необходимости содержание дополнительных общеразвивающих программ
руководитель кружка адаптирует для обучения указанных воспитанников.
2.2. Механизм реализации Программы
Занятия по дополнительным общеобразовательным программам социально-гуманитарной
направленности. (Рабочая программа представлена в приложении № 1)
2.3. Взаимодействие с родительской общественностью и социальными партнерами
При организации взаимодействия ДОУ с семьей, основной акцент ставится на воспитание
субъектной позиции родителей, формирование их воспитательной компетентности. В этом контексте
задача ДОУ сводится не к замещению семьи, а к обогащению ее теми практиками воспитания,
которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования.
Формы взаимодействия ДОУ с семьёй в рамках организации дополнительного образования:
• приобщение родителей к заочному участию в педагогическом процессе;
• совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию и развитию;
• педагогические беседы с родителями;
• тематические консультации (по запросам родителей);
• собрание, круглый стол с родителями (с применением дистанционных технологий).
Педагогический коллектив при взаимодействии с семьей выполняет следующие функции:
• воспитательно - развивающая - привлечение родителей для активного участия в
воспитательно - образовательном процессе;
• просветительская - совместный поиск психолого-педагогических методов эффективного
воздействия на ребенка в процессе приобретения им навыков и умений;
• коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом
культуры взаимодействия ребенка и родителей;
• охранно-оздоровительная – создание условий для содержательного и безопасного развития
воспитанников, привитие навыков здорового образа жизни.
Ведущие методы организации взаимодействия:
• методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов):
беседы, личный пример взрослых;
• методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное
мнение, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций;
• методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, благодарность,
одобрение;
• методы самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение, анализ результатов
деятельности.
Использование активизирующих методов и приемов:
• метод групповой дискуссии, повышающий психолого-педагогическую грамотность
7

•
•
•
•

родителей;
метод игры, моделирующий проблемы и решения в триаде «ребенок-педагог-родитель»;
метод совместных действий, основанный на выполнении родителем и педагогом совместных
действий, заданий;
метод конструктивного спора, который помогает сравнивать различные точки зрения
родителей и педагогов на воспитание ребенка, на разрешение проблемных ситуаций;
метод вербальной дискуссии, обучающий культуре диалога в семье, обществе.

3. Организационный раздел
Группы детей формируются педагогами с предоставлением ребёнку и родителям права
свободного выбора деятельности из предложенных для каждой конкретно возрастной группы.
Состав объединений (модулей) комплектуется в сентябре. Наполняемость зависит от
особенностей детей, целей, задач и специфики предстоящей деятельности (может составлять от 10 до
15 человек).
Состав каждого модуля формируется только из числа детей, посещающих одну
группу (п.п. 2.1, 3.1, 3.2 санитарно-эпидемических правил СП 3.1/2.4.3598-20).
Образовательный процесс с детьми организуется во второй половине дня, 1 раз в неделю.

3.1.Календарный учебный график
Продолжительность учебного года Начало учебного года:
01.09.2024 г. Окончание
учебного года:
31.05.2025г.
Сроки реализации
34 недели
с 01.09.2022
Программы
г. - дополнительного
31.05.2023 г.
образования
Недельная образовательная
Не более одного раза в неделю
нагрузка
Продолжительность занятий
• Подготовительная группа – не более 30 минут
Организация диагностики
индивидуального развития детей

Педагогическая диагностика вводная – сентябрь; итоговая
– май.

Сроки проведения каникул

Осенние каникулы:
28.10.2024-04.11.2024г.
Зимние каникулы: 30.12.2024-13.01.2025г.
Весенние каникулы:
24.03.2025-31.03.2025г.
Летний оздоровительный период:
01.06.2025г. - 31.08.2025г.

3.2.Организационно- педагогические условия
Воспитательно-образовательный процесс, строится с учетом контингента воспитанников,
их индивидуальных и возрастных особенностей.
Темы образовательной деятельности, формы организации, методы и приёмы решения задач,
выбор практического материала варьируются педагогами в зависимости от способностей детей, их
интересов и желаний, времени года и др. факторов.
Педагоги в течение года ориентируются на ребёнка, его интересы и актуальные потребности,
поэтому могут формировать содержание обучения по ходу образовательной деятельности, работы
на год. Последовательность тем может определяться педагогом совместно с детьми. Решение задач
8

развития детей зависит от сложившейся образовательной ситуации, интересов отдельного ребёнка
или группы детей.
3.3. Кадровое обеспечение программы
Реализовывать программу может педагог, обладающий компетентностью в преподаваемой
области и соответствующей требованиям Профессионального стандарта, мотивированный на
непрерывное повышение квалификации, инновационное поведение.
3.4.Материально-техническое обеспечение Программы
Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. С целью создания благоприятного
психологического климата для каждого воспитанника и реализации образовательного потенциала, в
ДОУ создана развивающая предметно-пространственная развивающая среда

Средства
Технические

Перечень
проектор, экран
музыкальный центр,
микрофон,
телевизор,
ноутбук

Учебно-наглядные
пособия

художественная литература,
плакаты,
наборы наглядно-демонстрационного материала,
фотоматериалы, иллюстрации,
дидактические игры и методические пособия

Оборудование для организованной
Образовательной деятельности

игрушки,материалы для творчества и др.

9

Список литературы:
1. Агамова Н.С., Морозова И А., Слепцова И.С. Народные игры детей: организация,
методика, репертуар. - М.:, 1995.
2. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5 - 8 лет. М., 2007.
3. Алмазов Е. И. Развитие детского голоса.- М.: Музыка, 2000.
4. Арапова-Пискарева
Н.А.
Формирование
элементарных
математических
представлений. Мозаика – Синтез, 2010.
5. Бондаренко Е.А. Играя, развиваем мышление. – М.: ЗАО «БАО-ПРЕСС»,2005.
6. Борисенко М..Г., Лукина Н. А.. Грамматика в играх и картинках. –СПб.: Паритет,
2005 г.
7. Ворончихин Н.С. Сделай сам из бумаги. – М.: ТЦ «Сфера», 2010.
8. Геронимус Т.М. Маленький мастер. – М.: АСТ – ПРЕСС Школа, Москва, 2004.
9. Геронимус Т.М. «Я умею делать сам» АСТ – ПРЕСС Школа, 2004.
10. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2000.
11. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому
воспитанию дошкольников.М.: ВАКО, 2005г
12. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. - М.: ТЦ «Сфера», 2007.
13. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду – М.:
«Издательство Скрипторий 2003», 2008.
14. Дик Н. Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников. - М: ООО «ТИД
«Русское слово - РС», 2006 г
15. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике
аппликации и коллажа: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
16. Дыбина О. В. Их чего сделаны предметы. - М.: ТЦ «Сфера», 2005.
17. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. - М.:
ТЦ «Сфера», 2010.
18. Иванова А.А. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в
детском саду. –М. : ТЦ Сфера, 2005.
19. Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
20. Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. «Программа эстетического
воспитания «Красота, радость, творчество»- Мозаика Синтез Москва 2006
21. Кружок «Умелые руки». – СПб.: Кристалл; Валери СПб, 1997.
22. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М.:
23. Сфера, 2007.
24. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках,
валенках, ластах, босиком, на ковре-самолѐте и в машине времени. Конспекты
занятий в ИЗОстудии. – М.: Карапуз, 2008.
25. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и
скульптуры из природного материала. – М.: Карапуз, 2008.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».