Принято Педагогическим советом Протокол №1 от 30.08.2024 г. Утверждено приказом заведующего МБДОУ «Бейский д/с «Ромашка» от 30.08.2024 г. приказ № 26 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "БЕЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "РОМАШКА" Подписано: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "БЕЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "РОМАШКА" DN: cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "БЕЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "РОМАШКА", c=RU, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "БЕЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "РОМАШКА", email=beyavip@gmail.com Дата: 2024.11.07 08:31:36 +07'00' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОЦИАЛЬНО- ГУМАНИТАРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «КОЛОКОЛЬЧИКИ» «ДОРОГА В ШКОЛУ» НА 2024-2025 УЧ.ГОД Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Бейский детский сад «Ромашка» с. Бея 2024 г. 1 1. Пояснительная записка Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка. Дошкольный возраст самый благоприятный возраст для раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, но, при создании определенных условий: - условий, которые помогут ребенку совершить переход из детского сада в школу безболезненно; - условий, которые помогут ребенку поверить в свои силы и быть успешным в учебной деятельности; - условий, которые помогут сохранить и развить интерес к познанию в дальнейших условиях школьного обучения. Дополнительная образовательная программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе. В процессе деятельности дети приобщаются к различным видам взаимодействий, у них обогащаются математические представления, совершенствуется речь и расширяется словарь, также они развиваются и интеллектуально. 2. Основные принципы работы: - учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста; - уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью; - комплексный подход; - систематичность и последовательность; - наглядность. Новизна Новизна состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов как на занятиях по развитию речи, так и на занятиях по математике, параллельно готовя и руку ребёнка к письму, не выделяя при этом обучение письму в отдельную деятельность. Вышесказанное прививает у детей интерес к обучению и позволяет использовать эти знания на практике. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как интегрированная образовательная деятельность. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности, элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме. 3. Актуальность и целесообразность. Созданием данной рабочей программы послужил социальный запрос родителей. Готовность ребенка к обучению в школе (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для родителей. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями. Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе. 4. Назначение программы: оказание помощи родителям и педагогам во всестороннем развитии 2 детей. Главное назначение программы состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие, интеллектуальные культурные способности, развить интерес и внимание к слову, углубить математические навыки, воспитать бережное отношение к природе, привить ответственное отношение к здоровью. Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал. Важной частью программы является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. 5.Цель программы: Развитие познавательных способностей детей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач, развитие речевой деятельности. 6. Основные задачи, которые будут решаться при реализации данной программы: по первому блоку: • развитие видов речевой деятельности: умения слушать, говорить, составлять рассказы, описывать предметы, явления и др. • подготовка руки к письму («печатание» букв, слов, предложений) • развитие математических представлений о числах и цифрах. умение решать кроссворды, ребусы, занимательные задачи • развитие внимания, наблюдательности, логического мышление; • подготовка руки к письму («печатание» цифр, штриховки, обводилки) Данная рабочая программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения ( 6-7 лет). Продолжительность обучения 34 недели. Общее количество занятий в год - 34. С периодичностью 1 раз в неделю подгрупповое занятие (14 человек) Длительность занятия 30 мин 7. Ожидаемый результат: После реализации программы воспитанники будут уметь: - Уметь составлять рассказ по иллюстрации; -Правильно и грамотно выражать свои мысли; - Правильно держать ручку, карандаш; - Уметь различать и называть цифры до 20 и другие математические знаки (сложение, вычитание, равно); - Уметь решать логические задачи и обосновывать доказательства; - Продолжать заданное по образцу; - Уметь работать в команде. Основная форма организации работы – игровая, тат кА именно эта деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. При реализации программы применяются различные приемы и методы взаимодействия ребенка и взрослого( подвижные игры, занимательные упражнения, игры на развитие памяти, внимания, мышления и т.д.) 8. Организация деятельности: Основная форма организации работы - игровая, так как именно эта деятельность является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и, именно, в игре развиваются творческие способности ребенка. При реализации данной рабочей программы применяются различные приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти, ориентировки в пространстве); используется разнообразный дидактический материал (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами); таблицы слогов, предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки, схемы для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы - прописи для печатания букв, цифр и др.). 9. Материально-техническая база: • Рабочее место- стол и стулья; 3 • • • • • • Дидактический материал ; Сюжетные картинки; Схемы для составления рассказов; Тетради в клетку; Рабочие листы с заданиями; Музыкальное сопровождение № п/п Тема занятия 1. Считаем вместе. 2. Что изменилось? Перспективный план модуля «Дорога в школу» « Начальный курс математики» Цель занятия Методические приемы Сентябрь Формировать математические представления, умения отвечать на вопросы «сколько?», «на сколько?», «чего больше?». Уметь отгадывать математические загадки. Закреплять умения детей ориентироваться в пространстве, используя слова «вперед, назад, влево, вправо, слева, справа, впереди, сзади и т.д.» Развивать наблюдательность. Развивать пространственные представления детей, умение замечать и определять пространственные изменения, пользоваться соответствующими понятиями (слева, справа, рядом, около). Формировать умения детей воспринимать предмет целостно, «достраивать» недостающие его части. Закреплять навыки счета в пределах 5. Содействовать развитию умения обдумывать и планировать действия. • Игровое упражнение «Сколько машин и в каком направлении едут?». • Задание «Нарисуй столько же кружков (квадратов, и т.д.), сколько предметов ты увидел». • Задание «Повтори узор». • Отгадай загадки. • Практическое задание с цифрами и геометрическими фигурами. • Задание «Расставь знакомые цифры по порядку». математические • Подвижная игра «Что изменилось?» (несколько детей встают в круг, остальные закрывают глаза. Ведущие меняются местами. Дети определяют, что изменилось. Например «Оля стояла слева от Максима, а теперь справа от него…») • Работа с карточками (дети отвечают на вопросы «Сколько мячей (пирамидок)?», «Что про них можно сказать?», «Найди отличие») • Игровое упражнение «Учись замечать сходства и различия». • Задание «Укрась коробки». 4 3. 4. Знаки: равенство, неравенство Учимся отвечать на вопросы Закреплять умение детей понимать количественные отношения между числами в пределах 10, называть «соседей» данного числа. «Записывать» при помощи знаков «больше», «меньше» и читать «записи». Познакомить детей со знаками равенства, неравенства. Закрепить временные представления. Формировать умения детей ориентироваться в представленных рисунках и отвечать на вопрос «сколько?». Закрепить умение обозначать направление, расстояние (ближе, дальше, впереди, сбоку, слева, справа). Закрепить умение ориентироваться в пространстве отдельной клетки. Развивать умение описывать предмет по внешним свойствам (цвет, форма, величина). Октябрь • Задание «Расставь знакомые цифры по порядку (1,2,3,4 и т.д.) • Работа с цифровыми карточками (дети раскладывают цифры и ставят между ними соответствующие знаки, читают «записи»). • Работа на фланелеграфе с геометрическими фигурами (например, на фланелеграфе 5 желтых и 5 синих квадратов, дети сравнивают количество предметов и ставят соответствующий знак). • Игра «Назови соседей» (дети поочереди называют соседей числа, выпавшего на верхней грани брошенного воспитателем куба). • Игра «Назови скорей» (в игре с мячом дети называют дни недели по заданию воспитателя, например «Назови день недели после вторника»). • Игра «Назови пропущенное слово» (в игре с мячом дети называют пропущенное слово в предложении, например «Солнышко светит днем, а луна …»). • Игровое упражнение «Кто где сидит?» • Дидактическая игра «Чей это предмет?» • Выполнение заданий в тетрадях по ориентировке в пространстве отдельной клетки. • Дидактическая игра «Узнай предмет». Ребенок описывает предмет, который лежит на столе, не называя его. Дети отгадывают название предмета. 5 5. 6. Учимся быть наблюдательными. Учимся сравнивать. Сравнение числа Совершенствовать умение детей фиксировать внимание на начертании цифр, быть внимательным, наблюдательным. Развивать мелкую мускулатуру пальцев. Закрепить представления о составе чисел в пределах 10. Закрепить знания детей о временах года. Закрепить умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств. Формировать умение сравнивать между собой предметы по величине. Развивать внимательность. • Практическое задание «Проведи дорожку от каждого животного к своему домику» (дети проводят дорожку от каждого животного к домику так, чтобы цифра на домике и цифра животного были одинаковыми). • Задание «Вылепи цифры из пластилина». • Игра «Ручеек» (Ведущие образуют воротца с определенной цифрой, по сигналу педагога дети встают парами так, чтобы образовать вместе заданное число). • Логическое года». • Игра по картинке напутал художник?». • Игровое задание колесо к машине». • Составление рассказов картинкам на сравнение. • Логическая следы». • Игровое упражнение «Расскажи о том, что видишь на картинке». • Работа с числовыми карточками у доски. • задание «Время «Что «Подбери задача по «Чьи Игра «Веселый счет» 6 7 8 9 Учимся сравнивать по величине. Учимся сравнивать по количеству. Учимся сравнивать по количеству и форме. Формировать умение детей сравнивать предметы по величине, использовать для их обозначения соответствующие термины (большой, маленький, равный по величине). Закреплять навык употребления порядковых числительных (первый, второй и т.д.). Воспитывать познавательный интерес к процессу обучения. Формировать умения сравнивать между собой предметы и отвечать на вопросы: сколько всего? чего больше? на сколько больше? Формировать умение выделять и сопоставлять в предметах части и целое. Способствовать умению ребенка обосновывать свои суждения. Развивать умение детей сравнивать геометрические фигуры между собой по количеству углов и сторон. Упражнять детей в ориентировке в пространстве. Совершенствовать количественный счет в пределах 10. Развивать память. Воспитывать познавательный интерес к процессу обучения в целом. • Дидактическая игра «Матрешка». Задание: кто быстрее раскроет (сложит) матрешку. • Игровое упражнение «Сравни по величине» (кроватки, куклы). • Рисование птичек». «Гнезда • Работа с материалом величине». раздаточным «Разложи по • Игровое упражнение «Сколько было, столько стало». • Дидактическая «Насколько больше». • Задание «Нарисуй цветы на бабочках». Упражнение детей в счете в пределах 10. Игра «Покажи соседей числа». • • для игра • Задание «Из каких чисел состоит число 8». • Работа с раздаточным материалом геометрическими фигурами (дети называют геометрические фигуры, сравнивают их по количеству углов и сторон, находят предметы в группе, похожие на них). • Игра «Помоги Незнайке добраться до дома». • Задание видишь». • Работа с раздаточным материалом (разложи цифры в клетки в порядке возрастания). • Игровое задание «Найди геометрические фигуры и обведи их». «Расскажи, что Ноябрь 7 10. 11. 12 Учимся мыслить логически. Учимся быть внимательными. Знаешь ли ты геометрические фигуры? Способствовать развитию у ребенка логического мышления, умения анализировать, обобщать и делать выводы. Закреплять умение детей выделять свойства предметов, различать примеры истинных и ложных высказываний. • Задание «Каждой своя коробка». • Логическая задача «Чей это хвост?». • Отгадывание математических загадок. • Логическая задача ошибку художника». • Игра «Что получилось?» (дорисовывание детьми геометрической фигуры до какого-либо изображения). Совершенствовать умения сравнивать предметы по величине, весу и количеству. Закрепить знания состава числа 10, навыки счета в пределах 10. Способствовать умению ребенка обосновывать свои суждения. • Игровое задание «Сравни предметы по величине, весу и количеству». • Упражнение «Выложи цифры по порядку». • Придумывание детьми рассказа по картинке, используя слова: «большой», «маленький», «длинный», и т.д. • Задание «Дорисуй недостающие предметы» (их количество должно равняться цифре, написанной рядом). Игра «Назови соседей числа» (воспитатель, бросая мяч, называет число, ребенок называет его соседей). • Игра «Что получилось?» (дорисовывание детьми геометрической фигуры до какого-либо изображения). • Упражнение «Посчитай палочки и составь из них геометрические фигуры». • Игровое задание «Найди геометрические фигуры и обведи их». • Дидактическая «Домино». Закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, овал). Формировать умение анализировать предметы и изображения с точки зрения их формы. Упражнять в счете в пределах 10. игрушке «Найди игра 8 13 14. Учимся группировать предметы. Второй десяток. Формировать умение детей группировать предметы, опираясь на их различные свойства и признаки. Закрепить знание состава числа 10. Способствовать умению ребенка строить простейшие умозаключения. Декабрь Закрепить знания детей о составе и образовании каждого из чисел второго десятка. Учить детей считать в пределах 20. Закрепить названия геометрических фигур: треугольник, квадрат, ромб, трапеция. Стремиться к увеличению объема внимания и памяти ребенка. • Игровое упражнение внимательным». • Беседа с детьми по картинке «Что общего?». • Логическое задание «Раздели предметы на группы». • Задание на группировку предметов из разных по качеству элементов (разного цвета, размера, формы, материала). • Задание видишь». • Задание «Разложи цифры по порядку с 1 до 10». • Рассказ воспитателя об истории происхождения второго десятка с использованием наглядного материала. • Работа с цифрами под руководством воспитателя. Игра «Кто знает – пусть дальше считает!» (воспитатель, бросая мяч, называет число, ребенок ловит мяч и, бросая его обратно, называет число на единицу больше в пределах 20). Игра «Отвечай быстро» (воспитатель называет к.-л. геометрическую фигуру, а ребенок, поймавший мяч, называет предмет соответствующей формы). • «Расскажи, «Будь что 9 15. 16 Учимся считать до 20. Учимся решать арифметические задачи в пределах 10. Совершенствовать умения считать до 20. Продолжать знакомить детей с образованием и «записью» каждого из чисел второго десятка. Учить называть слова, противоположные по смыслу. Воспитывать познавательный интерес в процессе обучения. Совершенствовать умения детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядном материале, записывать задачи, пользуясь знаками «минус», «плюс», «равно». Упражнять в счете по осязанию. Развивать умение не только решать игровые задачи, но и самостоятельно их формулировать. • Работа с цифровыми карточками и счетными палочками (соотнести количество счетных палочек с числовым обозначением в пределах 20). • Упражнение детей в счете в пределах 20. • Игра «Наоборот» (воспитатель, бросая мяч, произносит любое слово, ребенок говорит слово, противоположное по смыслу). • Игра «Гаражи» (дети, выполняя роль машин с определенным номером от 10 до 20, «ездят по улице», соблюдая ПДД, и по сигналу воспитателя занимают место в своем гараже). • Задание «Заполни пустые клетки соответствующими цифрами». • Задание «Составь рассказ (задачу) о книгах» на сложение. • Составление задачи по картинке на вычитание. • Упражнение в счете на ощупь. • Дидактическая игра «Вставь вместо звездочек знаки». • Игровое задание «Сравни предметы по величине и количеству». 10 17 18. 19 Учимся решать арифметические задачи в пределах 20. Учимся ориентироваться во времени. Учимся ориентироваться во времени. Совершенствовать умения детей составлять и решать задачи на сложение и вычитание на числах в пределах 20. Развивать внимание детей. Упражнять в ориентировке на листе бумаги. Учить задавать вопросы, используя слова: «слева», «справа», «между», «под», «за». Январь навыки на примерах Закреплять конкретных устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. Закреплять у детей навыки счета. Воспитывать познавательный интерес в процессе обучения. Закреплять навыки на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. Закреплять у детей навыки счета. Воспитывать познавательный интерес в процессе обучения. 1. Составление детьми задач с любыми числами и знаками (дети рассказывают свои задачи друг другу и проверяют правильность решения). 2. Составление детьми задач по картинкам. 3. Игра «Повторяй за мной» (дети за воспитателем повторяют его движения: поднимают левую (правую) руку, поворачиваются налево (направо), наклоняются, топают ногой и т.д.) 4. Упражнение по карточкам с использованием слов: «слева», «справа», «между» и т.д. • Беседа с детьми о днях недели. • Игровое задание «Помоги Незнайке расставить дни недели по порядку». • Игра «Когда это бывает?» • Задание «Цифры и точки». • Отгадывание загадок. • Беседа с детьми о днях недели. • Игровое задание «Помоги Незнайке расставить дни недели по порядку». • Игра «Когда это бывает?» • Задание «Цифры и точки». • Отгадывание загадок. 11 20. Учимся ориентироваться в пространстве. Упражнять детей в ориентировке в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова «слева», «справа», «около» и т.д. Способствовать умению ребенка обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения. Закреплять у детей навыки прямого и обратного счета. Закреплять умение детей проводить разные линии с заданными характеристиками. • Составление детьми рассказа по картинке, используя слова «рядом», «слева», «справа», «на скамейке», «под скамейкой» и другие. • Игровое упражнение «Помоги лягушонку перебраться на другой берег». • Игра «Лабиринт». • Математический диктант. • Игровое упражнение на закрепление прямого и обратного счета. Февраль 21. 22. Звуки и слова Твердые и мягкие звуки «Развиваем речь» Уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова. Закреплять умение различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. Упражнять в назывании слов с заданным звуком. Воспитывать речевое внимание, фонематический слух. Совершенствовать навык интонационного выделения в словах твердых и мягких звуков. Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком. Закреплять умения детей составлять описательный монолог по схемеподсказке. Побуждать к участию в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ. Воспитывать у детей любовь к животному миру. 1. Беседа воспитателя с детьми о звуках и словах (какие звуки бывают, как называется часть слова, что обозначают слова). 2. Звуковой анализ слов. 3. Задание «Назови первый звук в словах на картинках». 4. Игра «Почему так называют» (значение слов «скакалка», «самолет», «мясорубка» и т.д.) 5. Игра «Имена» (к воспитателю подходят дети, чьи имена 5. начинаются на гласный звук «а», на согласный твердый, и т.д.) 1. Задание «Назови животных, изображенных на картинках». 2. Анализ звуков в словах по картинкам и закрашивание синим и зелёным цветом мягких и твёрдых согласных. 3. Упражнение в интонационном выделении твердых и мягких звуков. 4. Составление описательного монолога про какого-либо животного (по картинке). 5. Игра «Эхо». 6. Рассматривание иллюстраций. 12 23. 24. Один-много Найди звук Упражнять детей в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию. Закреплять умение детей соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить элементарный звуковой анализ слов. Совершенствовать умение различать звуки на слух и в произношении. Совершенствовать умение называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове. Воспитывать речевое внимание, фонематический слух. 1. Упражнение в образовании множественного числа, в правильном употреблении слов в родительном падеже (шар – шары, мак – маки, и т.д.). 2. Анализ звуков в словах по картинкам и закрашивание синим и зелёным цветом мягких и твёрдых согласных. 3. Упражнение в подборе слов, сходных по звучанию с заданными и с таким же количеством слогов (шар – пар, дар; мишка – мышка, шишка и т.д.). 4. Задание «Сколько слогов в словах?» 5. Игра «Слова мячики» (воспитатель бросает кому-либо из детей мяч и одновременно произносит слово, ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово в множественном числе). 1. Рассматривание картинок. 2. Задание «Найди слова с одним и двумя слогами». 3. Составление схемы звукового состава слов, обозначающих картинки. Задание «Найди слова, которые начинаются с одинакового звука». 5. Задание «Назови овощи, фрукты и ягоды со звуком «р»(«рь»), «л» («ль») и т.д.. 6. Игра «Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах». Воспитатель предлагает детям поиграть в необычный магазин «Фрукты и овощи», где для покупки нужны не деньги, а загадки. Дети загадывают и отгадывают загадки, используя известные и придумывая свои. Затем они сравнивают загадки об одном и том же фрукте или овоще, например, «На сучках висят шары, посинели от жары», 4. «Синяя одежка, желтая подкладка, а внутри сладко» (Слива) и т.д. Март 13 25. 26. Едем-летимплывем Закрепление изученных твердых и мягких согласных звуков. Совершенствовать умение находить заданный звук в начале, середине и конце слова. Продолжать развивать представления о звуке, слоге, слове. Развивать умение детей выполнять игровые задания творческого характера. Совершенствовать умение интонационно выделять в словах первый звук силой голоса или длительностью звучания. Закреплять умение различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. Познакомить детей с поэтическим жанром авторской сказки. Обратить внимание на язык произведений, характеристики действующих лиц. 1. Рассматривание картинок с изображением видов транспорта. 2. Беседа по картинкам (как назвать все предметы одним словом, сколько слогов в словах, какой звук встречается во всех этих словах и т.д.) 3. Составление детьми предложений с любым словом. 4. Игра «Угадай вид транспорта» (по первому и последнему звуку дети угадывают задуманный воспитателем вид транспорта, например, «с – т» (самолет) и т.д.). 5. Игра "Отгадай и сравни загадки о транспорте" (воспитатель предлагает детям отгадать загадки о различных средствах передвижения, в случае правильного ответа дети берут на столе соответствующую игрушку или рисунок и ставят их рядом с изображением дороги, моря или неба, обозначающем среду передвижения указанного транспорта; затем сравнивают пары отгаданных загадок об одном и том же средстве передвижения, например, «держусь я только на ходу, а если встану – упаду», «по дороге едут ноги и бегут два колеса» (велосипед) и т.д.). 1.Рассказ о писателе К.И.Чуковском и знакомство с его портретом. 2.Чтение отрывка из сказки «Доктор Айболит» К.И. Чуковского. 3.Рассматривание «портретов» героев из прочитанного отрывка сказки. 4.Задание «Назови первый звук в словах на картинках». 5.Работа по схеме звукового состава слов. 6.Игра с мячом «Найди пару». 14 27. Трехзвуковые слова «рак», «жук». 28. Медвежонок на прогулке 29 Ориентирование на плоскости. Воспитывать познавательный интерес к процессу обучения в целом. Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов. Познакомить с понятием «схема» слова. Упражнять в выделении изолированного звука в словах. Развивать представления о звуке, слоге, слове. Формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу). Упражнять в подборе прилагательных существительному; в подборе слов, обозначающих действие. Развивать память, внимание. 1.Упражнение по звуковому анализу слова «рак» с использованием фишек-звуков. 2.Звуковой анализ слова «жук». 3.Сравнение слов «рак» и «жук». 4.Игра "Волшебная цепочка" (игра проводится в кругу, воспитатель называет какое- либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из детей отвечает, например, "пчелу". Следующий, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться? Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг страна - Россия - Москва красная площадь и т. д.) 5. Игра «Кто больше». 1. Отгадывание миникроссворда (детям нужно отгадать слова на карточках путём подбора букв, получаются слова «медвежонок», «ёж», «пчела», «лес».) 2. к Рассматривание детьми сюжетных картинок. 3. Придумывание воспитателем начала рассказа. 4. Составление детьми продолжения рассказа по сюжетным картинкам с отгаданными персонажами. 5. Обсуждение получившихся рассказов, выбор лучшего рассказа. Подведение итога занятия. Апрель Подготовка руки к письму. Выработка правильной 1. Знакомство с детьми, знакомство осанки, наклонного детей друг с другом. расположения тетради на 2. Игра «Кто за кем?». парте и умение держать 3.Ориентирование на карандаш и ручку при плоскости 15 письме и рисовании.. Овладение строчкой. 30 Обведение по контуру. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки 31. Рисование штрихом. Подготовка к письму элементов букв. Отработка начальных графических навыков и правильной постановки руки. 32. Письмо печатных букв. Подготовка к письму элементов букв. Отработка начальных графических навыков и правильной постановки руки. Май 33. Придумай рассказ. Совершенствовать умение детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание. Приучать детей к (наверху, внизу, слева, справа, перед, за, между, рядом). 4. Составление различных композиций из геометрических фигур. 5. Составление из кружков разной величины снеговика, раскрашивание его голубым карандашом. 1.Ориентирование на плоскости. 2.Обведение по контуру знакомых фигур. 3. Деление фигур на одинаковые отрезки. 4. Игра с пальчиками. 5.Ознакомление с правилами штриховки. 6. Раскрашивание (или штриховка) контурных изображений овальных шаров. 7. Рисование дождя. 1. Нанизывание пуговиц и бусинок на нитку. Игра «Кто быстрее?» 2. Рисование штрихом. Знакомство с линиями – короткими и длинными, наклонными и ровными, чуть заметными и яркими, волнообразными и двигающимися по кругу, пересекающимися и с наплывом одна на другую. 3. Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху и внизу. 1.Штриховка в разных направлениях. 2.Письмо печатных букв. 1. Упражнение «Закончи фразу» («Подушка мягкая, а скамейка…(жесткая)», «Пластилин мягкий, а камень…(твердый)» и т.д.). 2. Упражнение «Объясни смысл выражения» («лес дремлет», «ручьи бегут» и т.д.). 3. Игра «Скажи по-другому» («злая зима» (очень холодная); 16 самостоятельности ответов и суждений. 34. Ждем гостей. «золотые руки» (все умеют делать красиво) и т.д.). 4. Дидактическая игра "Антонимы в сказках и фильмах" (воспитатель Совершенствовать 1. Сюрпризный момент монологическую форму «Пришло речи.письмо». Совершенствовать умение составлять рассказ 2. Задание «Посмотри рисунок и о предметах, опираясь скажи, на характерные чего не хватает» признаки. (чашка без Воспитывать п ручки, чайник без носика и т.д.) 3. Игра «Слова мячики» (воспитатель бросает кому-либо из детей мяч и одновременно произносит предмет посуды, ребёнок должен вернуть мяч и ответить, из какого материала сделан предмет). 4. Игра «Магазин» (воспитательпродавец приглашает детей в «Магазин посуды»; дети, покупая посуду, должны описать форму, цвет, из какого материала изготовлен предмет, но не называть его; другие угадывают задуманный предмет посуды). 5. Задание «Раскрась правильно» (дети закрашивают контуры предметов посуды разными цветами: ложка (какая) – красным цветом, нож (какой) – синим, блюдце (какое) – зеленым и т.д.) 17 Расписание модуля «Нескучная математика» на 2024- 2025 учебный год Вторник 15.10.-15.40 Список детей. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Казачинов Артем Гурьева Ульяна Чанкин Сергей Попова Мария Котельников Макар Голубева Мирослава Пленский Артем Пленский Данил Майтаков Семен Яицкая Ульяна Федорушкин Вячеслав Вайс Захар Мещеряков Артем Непомнящих Илья Ладнюк Артем Ипатова Вероника Рогова Мария Красов Тимофей Коваленко Захар Гущина Мария Карамчаков Лев Казачинов Артем 18 Список литературы 1. Ковалев В.И. Развивающие игры для дошкольников и младших школьников. – М., 1998. 2. Козырева Н.А. Умнеем – играючи: Развивающие игры по сюжетам сказок для детей от 3 до 7 лет. – СПб., 2000. 3. Колесникова Е.В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. – М., 1996. 4. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии 32 учебноигровых занятий. – М., 2000. 5. Математика – это интересно: Пособие для занятий с детьми 5-6 лет / Сост. И.Н.Чеплашкина, Н.Н.Крутова / под ред. З.А.Михайловой. – СПб., 1999. 6. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб., 1996. 7. Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа. – М., 2003. 8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2004. 19 Диагностика В группе была проведена диагностика готовности к обучению в школе, в форме тестов. По результатам диагностики была сформирована группа для посещения модуля «Дорога в школу». Цели диагностики: • определение уровня актуального развития детей 6-7 лет; • анализ психологической готовности детей к школе; • наблюдение динамики развития психических процессов детей 6-7 лет. Контингент: дети 6-7 лет подготовительной к школе группы. Количество обследуемых детей: 14 человек Используемая методика: КОМПЛЕКС ТЕСТОВ для группового обследования развития психических процессов детей дошкольного возраста. 1. Тест определения уровня развития мелкой моторики, сформированности восприятия Методика «Продолжи ряд». Инструкция: «Внимательно посмотри на начало строчки и продолжи ряд» 2. Диагностика выявления сформированности мышления Методика «Соедини цифру и картинку» Инструкция: «Соедини картинку с цифрой, которая к ней подходит» 3. Диагностика выявления характера логических связей и отношений между понятиями. Методика «Исключение лишнего» Инструкция: «В каждом квадратике вычеркни лишний предмет» 4. Диагностика выявления умения сосредотачиваться, распределять внимание Методика «Корректурная проба» Инструкция: «До тех пор, пока я не скажу стоп, заполни каждую фигурку по образцу сверху» 5. Диагностика выявления объема воспринимаемой информации, уровня утомления. Тренировка памяти. Методика «Зрительная память» Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку и запомни, что на ней нарисовано. Теперь на своем листочке обведи только те предметы, которые ты запомнил». 6. Тест на развитие самооценки (самоконтроля) Методика «Разрешение проблемных ситуаций» Инструкция: «Посмотри, как ты думаешь, как может закончиться этот рассказ» 20