Принято Педагогическим советом Протокол №1 от 30.08.2024 г. Утверждено приказом заведующего МБДОУ «Бейский д/с «Ромашка» от 30.08.2024 г. приказ № 26 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "БЕЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "РОМАШКА" Подписано: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "БЕЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "РОМАШКА" DN: cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "БЕЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "РОМАШКА", c=RU, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "БЕЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "РОМАШКА", email=beyavip@gmail.com Дата: 2024.11.07 08:35:04 +07'00' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по художественному направлению в старшей группе «Дельфинчики» «СКАЗКА» на 2024-2025 уч.год Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Бейский детский сад «Ромашка» с. Бея 2024г. Пояснительная записка Дошкольный возраст, включающий в себя первые семь лет жизни человека, является уникальным по своей значимости. Именно в эти годы происходит формирование у ребенка фундаментальных человеческих способностей, закладываются основы его личности. На сегодняшний день именно формирование свободно мыслящего, творческого человека является одной из основных задач. Работу над этим необходимо начинать уже с первых дней жизни ребенка. Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Согласно ФГОС ДОна развитие творческих способностей дошкольников направлена театрализованная деятельность как самый понятный и эффективный метод познания окружающего мира и проявления себя. Актуальность: Занятия театрализованной деятельностью направлены на развитие интересов и способностей ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театрализованная деятельность требует от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театрализованной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Кроме этого театрализованная деятельность проходит через все образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие». Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. «Познавательное развитие». Через театрализованную деятельность дети знакомятся с народной культурой и бытом, с костюмами людей русской национальности, народной музыкой. Дети получают представления о сельском рубленом доме, расписном тереме, горнице, предметами старины. Средствами народных сказок, афоризмов, пословиц, поговорок, инсценировок расширяется круг приобщения к устному народному творчеству. Театрализованная деятельность помогает развить творческий потенциал ребенка, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем определит потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. «Речевое развитие». В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Дети вовлекаются в активную речевую работу. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. «Художественно-эстетическое развитие». От красивых костюмов, декорации, музыки дети получают эстетическое удовольствие, всё это порождает в них желание создавать и творить. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. А ещё, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение «рисовать» собственные образы, развивается интуиция, смекалка и изобретательность, вырабатывается способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и выступление перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных ценностей ребенка, раскрепощение и повышение личной самооценки. При чередовании функций исполнитель-зритель, помогает ребенку демонстрировать собственную позицию, умения, знания и фантазию. «Физическое развитие». Заучивая роль, дошкольник развивает память, а во время управления куклами происходит развитие мелкой моторики рук. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, то есть от лица, какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Важно всячески поощрять исполнительское творчество, развивать у ребенка способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций. Методы и приемы, применяемые в театрализованной деятельности, являются уникальным средством развития творческих способностей дошкольников. На практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал театрализованной деятельности в развитии творческих способностей используется недостаточно. Это можно объяснить недостаточной реализацией, бессистемностью и неэффективностью использования методов и приемов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности. Кукольное объединение - одна из форм работы с детьми в области художественного воспитания. В основе этой работы лежит интересный, увлекательный, любимый детьми вид театрального зрелища - театр кукол с его выразительными, яркими сценическими образами. Кукольный театр доставляет детям много радости и создает у них хорошее настроение. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение. Его воспитательное значение велико. Спектакль расширяет кругозор детей и надолго остается в памяти. Художественные образы - персонажи, оформление, слова и музыка - все это вместе взятое в силу конкретного образного мышления ребенка, помогает ему легче, и лучше понять содержание спектакля. Программа реализуется в кукольном кружке «Сказка», где обучаются дети 4-5 летнего возраста. Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Количественный состав кружка 12 человек. Занятия проходят 1 раза в неделю (среда/четверг), во второй половине дня, продолжительностью 20 минут. Показ кукольного представления на итоговом родительском собрании. Цель программы: Создание условий для развития потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства — театру кукол. Задачи программы: 1. Воспитание гуманных чувств детей: − формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости; − формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки; − развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту. 2. Воспитание коллективизма: − формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива; − закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей; − развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников; − поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности. 3.Развитие творческих способностей и приобщение к театральному искусству: − последовательно познакомить с историей возникновения куклы, кукольного театра, их разновидностью; − развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях. − развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность; − формировать умения выстраивать линию поведения в роли, используя декорации, куклы; − формировать умение свободно чувствовать себя на сцене. Формы работы с детьми: − игра, игры с куклами; − импровизация; − инсценировки и драматизация; − объяснение; − рассказ детей; − чтение и обсуждение сюжета сказки; − беседы; − просмотр видеофильмов; − разучивание произведений устного народного творчества; − обсуждение; − наблюдения; − словесные, настольные и подвижные игры. Планируемые результаты к концу года: − уметь водить куклу согласно конкретным условиям спектакля; − самостоятельно изготавливать декорации к спектаклю, менять интонацию голоса, соответствующую конкретному персонажу; − уметь вести себя во время показа спектакля и усвоить следующие понятия: «грядка», ширма, спектакль. − должны уметь различать различные виды кукол, предназначенные для спектаклей. Работа с родителями: Цель: создание условий для поддержания интереса ребёнка к кукольному театру Задачи: - обсуждать с ребёнком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля – полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. - предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр. - постепенно вырабатывать у ребёнка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя». - по мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей кукольных постановок, стараться присутствовать на детских спектаклях. - рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п. - рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях. Перспективный план работы кружка «Сказка» Месяц Сентябрь Неделя 1 2 3 4 Октябрь 1 2 3 4 Ноябрь 1 2 Тема «Знакомство с театром» Цель Формировать устойчивый интерес к кукольному театру дать представление о разных видах кукольных театров: пальчиковом, настольном, бибабо, ростовых кукол. Познакомить ребят с правилами поведения в театре и профессией актера, который управляет куклами «Пока занавес закрыт» Развивать интерес детей к сценическому искусству. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность. Беседа о фольклоре: потешках, скороговорках. «Играем в куклы» Упражнять детей действовать с куклами пальчикового, кукольного, настольного театра. Игровой тренинг: считалки, Развивать речевое дыхание, чистоговорки. правильную артикуляцию, дикцию, познакомить с основами актёрского мастерства. Учить изображать эмоциональное состояние персонажа, используя выразительные движения и интонацию. Познакомить с темпом и ритмом. Учить чётко, произносить слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т.д.) Чтение сказки«Заяц и еж», из Развивать речь детей, познакомить с сказок братьев текстом сказки «Заяц и еж» Гримм, пер. снем. А. Введенского, под ред. С. Маршака. Работа над эпизодами Работать с импровизированным сказки«Заяц и еж» текстом эпизодов сказки «Заяц и еж» Репетиция сказки «Заяц и Побуждать детей самостоятельно еж» разыгрывать сценки к сказке «Заяц и еж». Развивать правильное речевое дыхание, речевой аппарат. Продолжать заучивание текста. Драматизация сказки «Заяц и Развивать сценическое искусство, еж» творчество, умение выражать различные эмоции. Чтение сказки«ЛисичкаРазвивать речь детей; познакомить с сестричка и волк», обр. М. текстом сказки«Лисичка-сестричка и Булатова. волк». Работа над эпизодами сказки Работать с импровизированным «Лисичка-сестричка и волк» текстом эпизодов сказки. Совершенствовать четкое произнесение гласных и согласных. Декабрь Январь Феврал ь 3 Репетиция сказки «Лисичкасестричка и волк» 4 Драматизация сказки «Лисичка-сестричка и волк» 1 Чтение сказки«Зимовье», обр. И. СоколоваМикитова. 2 Работа над эпизодами сказки «Зимовье» 3 Репетиция сказки «Зимовье» 4 Драматизация сказки «Зимовье» 1 Чтение сказки«Красная Шапочка», Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе. 2 Работа над эпизодами сказки «Красная Шапочка» 3 Репетиция сказки «Красная Шапочка» 4 Драматизация сказки «Красная Шапочка» 1 Чтение сказки«Заюшкинаизбушка» Развивать дыхание, память, общение, внимание, наблюдательность. Развивать правильное речевое дыхание, речевой аппарат. Продолжать заучивание текста сказки «Лисичка-сестричка и волк».Развивать воображение, память, фантазию. Развивать сценическое искусство, творчество, умение выражать различные эмоции. Развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Зимовье». Развивать воображение, фантазию, память детей. Формировать четкую, грамотную речь; совершенствовать умение создавать образы с помощью жестов и мимики. Совершенствовать технику речи, дыхание, артикуляцию, голос. Добиваться веры детей в предлагаемые обстоятельства. Развивать воображение, память детей. Развивать сценическое искусство, творчество, умение выражать различные эмоции. Формировать четкую, грамотную речь; совершенствовать умение создавать образы с помощью жестов и мимики Развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Красная Шапочка». Совершенствовать чёткость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация) Работать с импровизированным текстом эпизодов сказки. Создавать положительный эмоциональный настрой на занятии. Закреплять понятие «рифма». Совершенствовать наблюдательность, внимание, память детей. Развивать воображение, память, фантазию, внимание, эмоциональную память, наблюдательность; добиваться четкого произнесения слов. Формировать интерес к сказке. Развивать сценическое искусство, творчество, умение выражать различные эмоции. Работать с импровизированным текстом эпизодов сказки. Расширять Март Апрель 2 Работа над эпизодами сказки«Заюшкина избушка» 3 Репетиция сказки «Заюшкина избушка» 4 Драматизация сказки «Заюшкина избушка» 1 Чтение сказки Л. Поляк «Колобок на новый лад» 2 Работа над эпизодами сказки «Колобок на новый лад» 3 Репетиция сказки «Колобок на новый лад 4 Драматизация сказки «Колобок на новый лад» 1 Репетиция сказки «Глупый мышонок» 2 3 4 Май диапазон голоса, работать над артикуляцией. Побуждать детей самостоятельно разыгрывать сценки к сказке«Заюшкина избушка». Продолжать заучивать текст. Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей Работать с импровизированным текстом эпизодов сказки. Развивать внимание, эмоциональную память, наблюдательность; добиваться четкого произнесения слов. Развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Колобок на новый лад». Работать с импровизированным текстом эпизодов сказки «Колобок на новый лад». Побуждать детей самостоятельно разыгрывать сценки к сказке «Колобок на новый лад» Учить текст сказки, работать над дыханием и артикуляцией. Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей. Развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Глупый мышонок». Работать с импровизированным текстом эпизодов сказки «Глупый мышонок». Викторина «Мы любим театр» Вовлечь детей в игровой сюжет; проверить приобретенные знания и умения за время занятий в театральном кружке; закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок. Театральные миниРазвивать инициативу и постановки самостоятельность в создании образов различных персонажей. «Девочка-рёвушка», «Перчатки», «Лисички» Драматизация сказки «Глупый мышонок» 1 Театральные игры 2 Показ кукольного представления для старших групп, родителей, педагогов Развивать внимание, память, образное мышление. Удерживать и чувствовать патнёра. Список используемой литературы 1. Герой, И. Мягкие игрушки, куклы и марионетки [текст] / И. Герой. – М.: Просвещение, 1979. 2. Даль, В. И. Пословицы русского народа [текст] / В. И. Даль. - М.: Художественная литература, 1984 . 3. Климченко, Т. Играем в театр кукол. «Живая рука». [текст] / Т. Климченко.Дошкольное воспитание. - №4. - 2002. 4. Куцанова, Л. Изготовление детьми игрушек для кукольных театров. [Текст] / Л. Куцанова. - Дошкольное воспитание . - №2. - 1990. 5. Куклы мира. Самые красивые и знаменитые [текст] : Энциклопедия. – М.: Аванта +, 2003. 6. Осматчин, П. О. Когда в доме волшебник [текст] / П. О. Осматчин. – Киев, 1987. 7. Раугул, Е., Козырева, М. Театр в чемодане [текст] / Е. Раугул, М. Козорева. С-Пб. 1998. 8. Сорокина, И. Играем в кукольном театре [текст] / И. Сорокина . Дошкольное воспитание. - №6. - 1998. 9. Смирнова, Н. «… И оживут куклы» [текст] / Н. Смирнова. - М.: Дет. Лит., 1982. 10. Соломник, И. Куклы выходят на сцену [текст] / И. Соломник.- М; Просвещение, 1993. 11. Узорова, О.В. Пальчиковая гимнастика [Текст] / О. В. Узорова. – М.: «АСТ Астрель», 2007г. 12. Федотов, А. Секреты театра кукол [текст] / А. Федотов. – М. : Искусство, 1963. 13. Хрестоматия для детей [текст] // Сост.: А.Л.Табенкина, М.К. Боголюбская. – М. : Педагогика, 1998. 14. Шпет, Л. П. Хоровод кукол [текст] / Л. П. Шпет. - М.: Искусство, 1992.