Рабочая программа Сказка

Принято
Педагогическим советом
Протокол №1
от 30.08.2024 г.

Утверждено приказом
заведующего МБДОУ
«Бейский д/с «Ромашка»
от 30.08.2024 г. приказ № 26
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "БЕЙСКИЙ
ДЕТСКИЙ САД "РОМАШКА"

Подписано: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"БЕЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "РОМАШКА"
DN: cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"БЕЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "РОМАШКА", c=RU,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "БЕЙСКИЙ
ДЕТСКИЙ САД "РОМАШКА", email=beyavip@gmail.com
Дата: 2024.11.07 08:35:04 +07'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
по художественному направлению

в старшей группе
«Дельфинчики»

«СКАЗКА»
на 2024-2025 уч.год

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Бейский детский сад «Ромашка»

с. Бея 2024г.

Пояснительная записка
Дошкольный возраст, включающий в себя первые семь лет жизни человека,
является уникальным по своей значимости. Именно в эти годы происходит формирование
у ребенка фундаментальных человеческих способностей, закладываются основы его
личности.
На сегодняшний день именно формирование свободно мыслящего, творческого
человека является одной из основных задач. Работу над этим необходимо начинать уже с
первых дней жизни ребенка.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в
содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и
является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка
огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная,
музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания
является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, вкуса, а также
творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также
развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.
Согласно ФГОС ДОна развитие творческих способностей дошкольников
направлена театрализованная деятельность как самый понятный и эффективный метод
познания окружающего мира и проявления себя.
Актуальность: Занятия театрализованной деятельностью направлены на развитие
интересов и способностей ребенка; способствуют общему развитию; проявлению
любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых
способов
действия,
развитию
ассоциативного
мышления;
настойчивости,
целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Кроме того, занятия театрализованная деятельность требует от ребенка решительности,
систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт
характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и
изобретательность,
способность
к
импровизации.
Занятия театрализованной
деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации
творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению
самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на
себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения,
знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат
ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок
помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.
Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и
легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи.
Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко
формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать
окружающий мир.
Кроме этого театрализованная деятельность проходит через все образовательные
области:
«Социально-коммуникативное
развитие».
Театрализованная
деятельность
позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. Театрализованная
деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от
лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе,
застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне
развивать ребенка.
«Познавательное развитие». Через театрализованную деятельность дети знакомятся
с народной культурой и бытом, с костюмами людей русской национальности, народной

музыкой. Дети получают представления о сельском рубленом доме, расписном тереме,
горнице, предметами старины. Средствами народных сказок, афоризмов, пословиц,
поговорок, инсценировок расширяется круг приобщения к устному народному
творчеству. Театрализованная деятельность помогает развить творческий потенциал
ребенка, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем
определит потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику
эмоционального сопереживания, творческого соучастия.
«Речевое развитие». В процессе работы над выразительностью реплик персонажей,
собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется
звуковая культура речи. Дети вовлекаются в активную речевую работу. Исполняемая
роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед
необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
«Художественно-эстетическое развитие». От красивых костюмов, декорации,
музыки дети получают эстетическое удовольствие, всё это порождает в них желание
создавать и творить. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с
окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело,
поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и
обобщения. А ещё, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка
решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию
волевых черт характера. У ребенка развивается умение «рисовать» собственные образы,
развивается интуиция, смекалка и изобретательность, вырабатывается способность к
импровизации. Занятия театральной деятельностью и выступление перед зрителями
способствуют реализации творческих сил и духовных ценностей ребенка, раскрепощение
и повышение личной самооценки. При чередовании функций исполнитель-зритель,
помогает ребенку демонстрировать собственную позицию, умения, знания и фантазию.
«Физическое развитие». Заучивая роль, дошкольник развивает память, а во время
управления куклами происходит развитие мелкой моторики рук. Театрализованная
деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, то
есть от лица, какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с
трудностями общения, неуверенностью в себе. Важно всячески поощрять
исполнительское творчество, развивать у ребенка способность, свободно и раскрепощено
держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики,
выразительных движений и интонаций.
Методы и приемы, применяемые в театрализованной деятельности, являются
уникальным средством развития творческих способностей дошкольников. На практике мы
наблюдаем, что развивающий потенциал театрализованной деятельности в развитии
творческих способностей используется недостаточно. Это можно объяснить
недостаточной реализацией, бессистемностью и неэффективностью использования
методов и приемов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной
деятельности.
Кукольное объединение - одна из форм работы с детьми в области
художественного воспитания. В основе этой работы лежит интересный, увлекательный,
любимый детьми вид театрального зрелища - театр кукол с его выразительными, яркими
сценическими образами.
Кукольный театр доставляет детям много радости и создает у них хорошее
настроение. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение. Его
воспитательное значение велико. Спектакль расширяет кругозор детей и надолго остается
в памяти. Художественные образы - персонажи, оформление, слова и музыка - все это
вместе взятое в силу конкретного образного мышления ребенка, помогает ему легче, и
лучше понять содержание спектакля.
Программа реализуется в кукольном кружке «Сказка», где обучаются дети 4-5
летнего возраста. Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Количественный

состав кружка 12 человек. Занятия проходят 1 раза в неделю (среда/четверг), во второй
половине дня, продолжительностью 20 минут. Показ кукольного представления на
итоговом родительском собрании.
Цель программы:
Создание условий для развития потенциальных способностей детей через их
приобщение к миру искусства — театру кукол.
Задачи программы:
1. Воспитание гуманных чувств детей:
− формирование представлений о честности, справедливости, доброте,
воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
− формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей
кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои
и чужие поступки;
− развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления
быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их
душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти
на помощь в трудную минуту.
2. Воспитание коллективизма:
− формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными
ценностями коллектива;
− закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время
подготовки и проведения спектаклей;
− развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;
− поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и
развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в
самостоятельной деятельности.
3.Развитие творческих способностей и приобщение к театральному искусству:
− последовательно познакомить с историей возникновения куклы, кукольного
театра, их разновидностью;
− развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в
разных ролях.
− развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через
театрализованную деятельность;
− формировать умения выстраивать линию поведения в роли, используя
декорации, куклы;
− формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.
Формы работы с детьми:
− игра, игры с куклами;
− импровизация;
− инсценировки и драматизация;
− объяснение;
− рассказ детей;
− чтение и обсуждение сюжета сказки;
− беседы;
− просмотр видеофильмов;
− разучивание произведений устного народного творчества;
− обсуждение;
− наблюдения;
− словесные, настольные и подвижные игры.

Планируемые результаты к концу года:
− уметь водить куклу согласно конкретным условиям спектакля;
− самостоятельно изготавливать декорации к спектаклю, менять интонацию
голоса, соответствующую конкретному персонажу;
− уметь вести себя во время показа спектакля и усвоить следующие понятия:
«грядка», ширма, спектакль.
− должны уметь различать различные виды кукол, предназначенные для
спектаклей.
Работа с родителями:
Цель: создание условий для поддержания интереса ребёнка к кукольному театру
Задачи:
- обсуждать с ребёнком перед спектаклем особенности той роли, которую ему
предстоит играть, а после спектакля – полученный результат. Отмечать достижения и
определять пути дальнейшего совершенствования.
- предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать
разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.
- постепенно вырабатывать у ребёнка понимание театрального искусства,
специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и
«живого зрителя».
- по мере возможности организовывать посещение театров или просмотр
видеозаписей кукольных постановок, стараться присутствовать на детских спектаклях.
- рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате
просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.
- рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях.

Перспективный план работы кружка «Сказка»
Месяц
Сентябрь

Неделя
1

2

3

4

Октябрь

1

2
3

4
Ноябрь

1

2

Тема
«Знакомство с театром»

Цель
Формировать устойчивый интерес к
кукольному
театру
дать
представление
о разных
видах
кукольных театров: пальчиковом,
настольном, бибабо, ростовых кукол.
Познакомить ребят с правилами
поведения в театре и профессией
актера, который управляет куклами
«Пока занавес закрыт»
Развивать
интерес
детей
к
сценическому
искусству.
Совершенствовать внимание, память,
наблюдательность.
Беседа
о
фольклоре: потешках, скороговорках.
«Играем в куклы»
Упражнять детей действовать с
куклами пальчикового, кукольного,
настольного театра.
Игровой тренинг: считалки, Развивать
речевое
дыхание,
чистоговорки.
правильную артикуляцию, дикцию,
познакомить с основами актёрского
мастерства.
Учить
изображать
эмоциональное состояние персонажа,
используя выразительные движения и
интонацию. Познакомить с темпом и
ритмом. Учить чётко, произносить
слова и предложения с различной
интонацией
(вопрос,
просьба,
удивление, грусть, страх и т.д.)
Чтение сказки«Заяц и еж», из Развивать речь детей, познакомить с
сказок братьев
текстом сказки «Заяц и еж»
Гримм, пер. снем. А.
Введенского, под ред. С.
Маршака.
Работа над эпизодами
Работать
с
импровизированным
сказки«Заяц и еж»
текстом эпизодов сказки «Заяц и еж»
Репетиция сказки «Заяц и
Побуждать детей самостоятельно
еж»
разыгрывать сценки к сказке «Заяц и
еж». Развивать правильное речевое
дыхание,
речевой
аппарат.
Продолжать заучивание текста.
Драматизация сказки «Заяц и Развивать сценическое искусство,
еж»
творчество,
умение
выражать
различные эмоции.
Чтение сказки«ЛисичкаРазвивать речь детей; познакомить с
сестричка и волк», обр. М.
текстом сказки«Лисичка-сестричка и
Булатова.
волк».
Работа над эпизодами сказки Работать
с
импровизированным
«Лисичка-сестричка и волк» текстом
эпизодов
сказки.
Совершенствовать
четкое
произнесение гласных и согласных.

Декабрь

Январь

Феврал
ь

3

Репетиция сказки «Лисичкасестричка и волк»

4

Драматизация сказки
«Лисичка-сестричка и волк»

1

Чтение сказки«Зимовье»,
обр. И. СоколоваМикитова.

2

Работа над эпизодами сказки
«Зимовье»

3

Репетиция сказки «Зимовье»

4

Драматизация сказки
«Зимовье»

1

Чтение сказки«Красная
Шапочка», Ш. Перро, пер. с
франц. Т. Габбе.

2

Работа над эпизодами сказки
«Красная Шапочка»

3

Репетиция сказки «Красная
Шапочка»

4

Драматизация сказки
«Красная Шапочка»

1

Чтение
сказки«Заюшкинаизбушка»

Развивать дыхание, память, общение,
внимание, наблюдательность.
Развивать
правильное
речевое
дыхание,
речевой
аппарат.
Продолжать заучивание текста сказки
«Лисичка-сестричка и волк».Развивать
воображение, память, фантазию.
Развивать сценическое искусство,
творчество,
умение
выражать
различные эмоции.
Развивать речь детей; познакомить со
стихотворным
текстом
сказки
«Зимовье». Развивать воображение,
фантазию, память детей.
Формировать четкую, грамотную
речь;
совершенствовать
умение
создавать образы с помощью жестов и
мимики.
Совершенствовать
технику
речи,
дыхание,
артикуляцию,
голос.
Добиваться
веры
детей
в
предлагаемые
обстоятельства.
Развивать воображение, память детей.
Развивать сценическое искусство,
творчество,
умение
выражать
различные эмоции. Формировать
четкую,
грамотную
речь;
совершенствовать умение создавать
образы с помощью жестов и мимики
Развивать речь детей; познакомить со
стихотворным
текстом
сказки
«Красная
Шапочка».
Совершенствовать
чёткость
произношения (дыхание, артикуляция,
дикция, интонация)
Работать
с
импровизированным
текстом эпизодов сказки. Создавать
положительный
эмоциональный
настрой на занятии. Закреплять
понятие «рифма». Совершенствовать
наблюдательность, внимание, память
детей.
Развивать
воображение,
память,
фантазию, внимание, эмоциональную
память, наблюдательность; добиваться
четкого
произнесения
слов.
Формировать интерес к сказке.
Развивать сценическое искусство,
творчество,
умение
выражать
различные эмоции.
Работать
с
импровизированным
текстом эпизодов сказки. Расширять

Март

Апрель

2

Работа над эпизодами
сказки«Заюшкина избушка»

3

Репетиция сказки
«Заюшкина избушка»

4

Драматизация сказки
«Заюшкина избушка»

1

Чтение сказки Л. Поляк
«Колобок на новый лад»

2

Работа над эпизодами сказки
«Колобок на новый лад»

3

Репетиция сказки «Колобок
на новый лад

4

Драматизация сказки
«Колобок на новый лад»

1

Репетиция сказки «Глупый
мышонок»

2

3

4

Май

диапазон
голоса,
работать
над
артикуляцией.
Побуждать детей самостоятельно
разыгрывать
сценки
к
сказке«Заюшкина
избушка».
Продолжать заучивать текст.
Развивать
инициативу
и
самостоятельность в создании образов
различных персонажей
Работать
с
импровизированным
текстом эпизодов сказки. Развивать
внимание, эмоциональную память,
наблюдательность;
добиваться
четкого произнесения слов.
Развивать речь детей; познакомить со
стихотворным
текстом
сказки
«Колобок на новый лад».
Работать
с
импровизированным
текстом эпизодов сказки «Колобок на
новый лад».
Побуждать детей самостоятельно
разыгрывать
сценки
к
сказке
«Колобок на новый лад» Учить текст
сказки, работать над дыханием и
артикуляцией.
Развивать
инициативу
и
самостоятельность в создании образов
различных персонажей.
Развивать речь детей; познакомить со
стихотворным
текстом
сказки
«Глупый мышонок».

Работать
с
импровизированным
текстом эпизодов сказки «Глупый
мышонок».
Викторина «Мы любим театр» Вовлечь детей в игровой сюжет;
проверить приобретенные знания и
умения
за
время
занятий
в
театральном
кружке;
закреплять
умение детей использовать различные
средства выразительности в передаче
образов героев сказок.
Театральные миниРазвивать
инициативу
и
постановки
самостоятельность в создании образов
различных персонажей.
«Девочка-рёвушка»,
«Перчатки», «Лисички»
Драматизация сказки
«Глупый мышонок»

1

Театральные игры

2

Показ кукольного
представления для старших
групп, родителей, педагогов

Развивать внимание, память, образное
мышление. Удерживать и чувствовать
патнёра.

Список используемой литературы
1. Герой, И. Мягкие игрушки, куклы и марионетки [текст] / И. Герой. – М.:
Просвещение, 1979.
2. Даль, В. И. Пословицы русского народа [текст] / В. И. Даль. - М.:
Художественная литература, 1984 .
3. Климченко, Т. Играем в театр кукол. «Живая рука». [текст] / Т. Климченко.Дошкольное воспитание. - №4. - 2002.
4. Куцанова, Л. Изготовление детьми игрушек для кукольных театров. [Текст] /
Л. Куцанова. - Дошкольное воспитание . - №2. - 1990.
5. Куклы мира. Самые красивые и знаменитые [текст] : Энциклопедия. – М.:
Аванта +, 2003.
6. Осматчин, П. О. Когда в доме волшебник [текст] / П. О. Осматчин. – Киев,
1987.
7. Раугул, Е., Козырева, М. Театр в чемодане [текст] / Е. Раугул, М. Козорева. С-Пб. 1998.
8. Сорокина, И. Играем в кукольном театре [текст] / И. Сорокина . Дошкольное воспитание. - №6. - 1998.
9. Смирнова, Н. «… И оживут куклы» [текст] / Н. Смирнова. - М.: Дет. Лит.,
1982.
10. Соломник, И. Куклы выходят на сцену [текст] / И. Соломник.- М;
Просвещение, 1993.
11. Узорова, О.В. Пальчиковая гимнастика [Текст] / О. В. Узорова. – М.: «АСТ
Астрель», 2007г.
12. Федотов, А. Секреты театра кукол [текст] / А. Федотов. – М. : Искусство,
1963.
13. Хрестоматия для детей [текст] // Сост.: А.Л.Табенкина, М.К. Боголюбская. –
М. : Педагогика, 1998.
14. Шпет, Л. П. Хоровод кукол [текст] / Л. П. Шпет. - М.: Искусство, 1992.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».