Аннотация к адаптированной программе

Аннотация к Адаптированной образовательной программе дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ
«Бейский детский сад «Ромашка» на 2024-2025 учебный год
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Муниципального дошкольного
образовательного учреждения «Бейский детский сад «Ромашка»» (далее Программа)
разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273 – ФЗ (последняя редакция);
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013
№ 1155 (с изменениями и дополнениями);
- Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённой
приказом Министерством просвещения РФ от 24.11.2022 № 1022;
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.09.2020 № 28;
- Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утверждёнными Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования, утверждённым приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 № 373.
Настоящая программа определяет задачи, содержание и условия осуществления
образовательной и коррекционно-развивающей деятельности:
- с обучающимися с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР);
- с обучающимися с синдромом Дауна
Адаптированная образовательная программа реализуется в группах комбинированной
направленности полного дня (10,5 часов):
- старшей группе компенсирующей направленности от 5 до 6 лет;
- подготовительной к школе группе компенсирующей направленности от 6 до 7 лет.
Программа состоит из обязательной части, составляющей не менее 60% от общего
объёма Программы, и части, формируемой участниками образовательных отношений
(вариативной части), составляющей не более 40%.
В обязательной части Программа соответствует Федеральной
адаптированной образовательной программе дошкольного образования,
утверждённой приказом Министерством просвещения Российской
Федерации № 1022 от 24 ноября 2022 г. (ссылка по QR коду).
Часть Программы, формируемая участниками образовательных
отношений (вариативная часть) направлена на:

1

- на развитие эмоционально-волевой и личностной сфер детей;
- социально-нравственное и патриотическое воспитание;
- формирование основ культуры безопасности.
Структура Адаптированной образовательной программы дошкольного образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья состоит из трёх разделов:
целевой, содержательный и организационный разделы.
1. Целевой раздел включает пояснительную записку и планируемые результаты
освоения программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию
Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
2. Содержательный раздел Программы включает описание образовательной
деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации Программы, которые
отражают аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая
образовательная среда; характер взаимодействия со педагогическим работником; характер
взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к
себе самому; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции
нарушений развития обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы).
Программа определяет базовое содержание образовательных областей с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах
деятельности, таких как:
- предметная деятельность;
- игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры);
- коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и
другими детьми);
- познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и
социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими
видами активности ребенка, как:
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу,
природный и иной материал;
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей
работы, обеспечивающей адаптацию и включение обучающихся с ОВЗ в социум.
Программа коррекционно-развивающей работы:
1. Является неотъемлемой частью Адаптированной образовательной программы
дошкольного образования обучающихся с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных
групп компенсирующей направленности.
2. Обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного
потенциала.
2

3. Учитывает особые образовательные потребности обучающихся дошкольного
возраста с ОВЗ, удовлетворение которых открывает возможность общего образования.
Программа обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования
обучающихся дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных групп
компенсирующей направленности.
3. Организационный раздел Программы содержит психолого-педагогические
условия, обеспечивающие развитие ребенка той или иной нозологической группы,
особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, федеральный
календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных и
народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы
Организации.
Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного образования,
определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с
ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение
доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого
ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье
и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека,
удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Задачи Программы:
- реализация содержания АОП ДО;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в
том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в
период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим
работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных
представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования,
реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и
3

начального общего образования.
В соответствии со ФГОС ДО Программа построена на следующих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем
развитии человека.
3. Позитивная социализация ребенка.
4. Личностно-развивающий
и
гуманистический
характер
взаимодействия
педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и
иных работников Организации) и обучающихся.
5. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников,
признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
6. Сотрудничество Организации с семьей.
7. Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор
образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в
соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Важным условием реализации Адаптированной образовательной программы является
построение эффективного взаимодействия с родителями (законными представителями)
воспитанников.

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».